МАКСОРА - Агентство Культурно-Социальной Работы
Русский
Italiano

Понять Достоевского через западное искусство

Главная   |   Новости

Вы можете подписаться на нашу ежемесячную информационную рассылку.




02.02.2012

Некоторые значимые факты:

-замечательное место на одном из холмов Флоренции: Вилла Морген;

-ассоциация, продвигающая проект: МАКСОРА;

-3 разные рабочие группы: Москва, Новосибирск, Милан;

-4 невероятно интенсивных рабочих дня: 12-15 января;

-4 экскурсии по тропам Достоевского: исторический центр Флоренции, Капелла Браначчи, Уфицци, Ассизи;

-5 спонсоров: Вилла Морген, Фонд Св. Бенедикта, ассоциация Центр Солидарности Компании Проектов г. Бреша, ЭДУКО;

-7 итальянских профессоров;

-8 профессоров из России и Украины;

-27 студентов из России и Литвы;

-29 итальянских студентов;

-71 участник.

«Понять Достоевского через западное искусство». Именно так я бы кратко изложила то, о чем говорила Татьяна Александровна Касаткина в течение 4-х дневного семинара во Флоренции (12 - 15 января). Присутствующим студентам и профессорам было предложено исследовать в произведениях священного искусства, увиденных во Флоренции и Ассизи, те образы, которые, как говорит профессор Касаткина, пронизывают романы Достоевского и, будучи напрямую связанными с эпизодами Евангелия, проявляются при внимательном прочтении его романов. Для Достоевского, который в конце 60-х годов XIX века совершил большое путешествие по Европе, и задержался во Флоренции около года, где завершил свой роман «Идиот». Встреча с западным искусством ознаменовала кардинальный переворот в понимании его отношений с Богом: если в иконографии Бог - это что-то, что могут созерцать только некоторые вне времени и пространства, то западное искусство приводит к новому представлению, согласно которому, Бог продолжает существовать, и его можно встретить здесь и сейчас.

Из записей жены Достоевского мы знаем, что писатель в течение своего пребывания во Флоренции большую часть времени проводил в музеях (каждый день он проводил минимум три часа в Уфицци), и только во Флоренции после долгих лет ему удалось завершить «Идиота». Что произошло во время его пребывания здесь? Что видел Достоевский, глядя на тот живой музей, которым является Флоренция или фрески Джотто в Ассизи?

Студенты, которых сопровождала профессор Татьяна Александровна Касаткина, пытались ответить на этот вопрос во время их пребывания с 12 по 15 декабря в одном из самых чарующих мест Флоренции - Сеттиньяно. Проживая в прекрасной вилле, которая ранее была монастырем бенедектинских монахов, в 20 минутах от города, студенты и преподаватели могли чередовать интенсивные мероприятия семинара с обзорными экскурсиями: Понте веккио, Пьяцца дела Синьорина, прекрасный Собор Флоренции, о котором нам рассказала профессор Мариэлла Карлотти, фрески Джотто в соборе св. Франциска в Ассизи, фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, о которых поведал профессор Алессандро Роветта, и, конечно, Уфицци. После экскурсий работа с участниками по обсуждению того, что они видели и по докладам, которые они готовили в последние месяцы, их переосмысление с точки зрения увиденного во время пребывания во Флоренции.

Один вечер был посвящен презентации агентства МАКСОРА, благодаря которому реализовывается проект и которое сделало возможным организацию семинара и выставки на Митинге в Римини под названием «Достоевский: представление мира и человека. Икона и картина», а также благодаря огромному вкладу профессора Т. А. Касаткиной, студентови и Уберто Мотта и Алессандро Роветта, кураторам итальянской части.

Впечатления одной из участниц: «То, что меня заинтересовало больше всего в семинаре о Достоевском, это работа, которую мы сделали вместе: мы не только слушали выступления, мы именно работали. И исходной точкой стало изучение работ великих гениев итальянского изобразительного искусства, в них мы искали признаки великой реалистической революции, которые отражены в этих работах и которые Достоевский, будучи гением, открыл, понял и воспроизвел в своих творениях. Суть этой революции такова: истину невозможно достичь, отдаляясь от действительности, а наоборот, нужно погрузиться в нее. Это позволило мне посмотреть иными глазами на шедевры, которые я уже знала, Джотто, и особенно Мазаччо: стало понятным, насколько реально в этих работах представлены настоящие люди и насколько широким и сознательным должен быть жизненный опыт этих художников, чтобы так глубоко описать человека. Работа, которая мне показалась самой интересной и близкой к мировоззрению Достоевского, - это изгнание Адама и Евы из земного рая Мазаччо. Точнее всего, на стене Капеллы Бранкаччи, где находится фреска. На самом деле над мужчиной и женщиной, которые, обезнадеженные, только что вышли из земного рая, есть ангел, который решительным жестом выгоняет их. И наше внимание обратили также на палец его руки, который четко выражает необратимость суждения, и в то же самое время указывает на Христа в «Чуде с статиром». Следовательно, в тот же самый момент выражаются драма, боль, поражение человеческого состояния и вся величина, которую это состояние заслуживает, не по ту сторону жизни, а именно в ней».

Проекты

Октябрь 2016 -Маленький жест - большая надежда Каждому ребенку нужна МАМА

С мая 2015 года мы запустили программу «Маленький жест - большая надежда. Каждому ребенку нужна МАМА». Следуя данной программе, компании, заинтересованные в финансовой поддержке наших проектов, устанавливают ящики для пожертвований временно или на постоянной основе в местах наибольшего скопления гостей и сотрудников

Узнать больше »

Другие проекты »

Офис НП МАКСОРА - ул. Красный проспект 200, 1 корпус, главный вход, 2 этаж. Тел. 335-73-20
Адаптационный центр для одиноких матерей "Материнская обитель "Голубка" - ул. 1-ый пер. Пархоменко д. 1, кв. 4. Тел. 355-33-23
Адаптационный центр для одиноких матерей "Материнская обитель "Маргарита" - ул. Кропоткина, д.127, кв. 496. Тел. 347-83-67

Design by NooLab